Понедельник, 06.05.2024, 13:24
Приветствую Вас, Гость

Вы на страничке учителя-логопеда

Взрослым очень интересно
То, что всем давно известно!
"Как зовут?", и "Кем ты будешь?",
И "Кого ты больше любишь -
Маму, папу или братца?"
Всё не могут разобраться!
А вот завтра я поеду на беседу к логопеду!
Он мне скажет:"Порычи!"
Он попросит: "Помычи! Пошипи и пожужжи!
И язык мне покажи!"
Хорошо пойдёт беседа
У меня и логопеда!     Л. Фадеева

Для Вас родители

Артикуляционная гимнастика "Утро с котиком Музиком"
10 советов, которые помогут Вашему малышу начать говорить
Советы по подготовке руки дошкольника к письму
Советы по развитию речевого дыхания
Аденоиды и речевые нарушения у детей
Что делать, если у ребёнка короткая подъязычная связка

Звуки надо слышать    http:///logoped.docx

Звуки надо слышать

«Он меня не слышит! Я сто раз ему говорю одно и то же, а он не понимает! Может быть он глухой?» – многие родители задаются данным вопросом. Но со слухом у ребёнка всё в порядке. От чего же возникает такая ситуация?

Порой ребёнок не может сосредоточиться и воспринять звуковую информацию. Подобные явления встречаются в семьях, где постоянно слышна громкая музыка, телевизор работает без перерыва, взрослые разговаривают на повышенных тонах. Ребёнок просто вынужден выработать своего рода защитную реакцию. Иначе не миновать проблем с нервной системой. Его организм думает: «Лучше я отключусь и здоровье сохраню».

Некоторые дети не улавливают смысла высказываний. Объяснений тому может быть несколько:

·         Дефицит общения. Маме просто некогда разговаривать с крохой.

·         Патологические процессы в центральной нервной системе ребёнка. Проблема достаточно серьёзная, требующая вмешательства невропатолога и логопеда.

·         Несформированность фонематического слуха. Ребёнок не способен на слух отличить близкие по звучанию слова: суп – зуб, дом – том, гном – гром, лук – люк, каска – кашка… если у дошколёнка нарушение фонематического слуха выражается в непонимании обращённой к нему речи, в школе добавляется  новая проблема. На письме у таких детей бывает столько ошибок, что учителя и родители просто хватаются за голову

·         Но не всё так безнадёжно! Фонематический слух, слуховое внимание можно и нужно развивать. Ребёнка важно научить прислушиваться к окружающему миру. Начинать необходимо с грудного возраста, например, потрясите погремушкой, кроха повернёт голову на звук, потянется ручкой и захочет сам извлечь звук. Не забывайте при этом сказать: «Как славно гремит погремушка!»

·         Ваш ребёнок подрастает, теперь учим его слушать улицу и лес, речку и море. Сидя в комнате, возле окна, предложите зажмурить глазки и перечислить все звуки, доносящиеся с улицы.  Дома у каждой бытовой техники тоже есть свой голос. Способен ли ребёнок, прислушиваясь, различить звуки холодильника, чайника, фена …

·         Можно специально играть со звуками. Разорвите лист бумаги, разрежьте её ножницами, послушайте шуршание бумаги при падении на пол, а теперь скомкайте её – звук не похож на прежние. Проделывайте эти фокусы, комментируя свои действия. Предложите ребёнку повторить их самому. Поиграть можно и с карандашом или дощечкой, баночки с различными крупами.

·         Необходимо также обращать внимание на интенсивность звучания. Предложите ребёнку найти спрятанную заранее игрушку. Объясните: чем ближе малыш будет подходить к игрушке, тем громче зазвучит барабанная дробь, чем дальше – тем будет тише. Узнаём длительность звучания: у вас дудочка, а у ребёнка лист бумаги и карандаш, чем дольше длится звук, тем длиннее ребёнок должен нарисовать линию, если звук коротки, то и линия короткая. Подражаем голосам животных: ребёнок узнаёт, кого изображает мама, затем меняетесь ролями. Играем в жмурки (умение находить источник звука): ребёнок с завязанными глазами определяет, какой музыкальный инструмент звучит, или это звонок будильника, звук льющейся воды, шелест бумаги

·         Чтобы развить фонематический слух у ребёнка, придётся потрудиться! Чем раньше вы начнёте, тем больше шансов, что в школе у него не будет проблем.

Советы логопеда

Возрастные нормы речевого развития детей

Учитель-логопед

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказано, а что же дальше? Что должен уметь ребёнок в 2-4 года, 5-6 лет? На этот вопрос, волнующий многих родителей, мы постараемся дать краткий ответ.

 

К 1,5-2 годам ребёнок может говорить примерно 50-70 слов, в основном это - существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения; имена; наречия "здесь" и "сейчас"; прилагательные "большой" и "маленький", реже - глаголы, личные местоимения.
На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как [а], [у], [о], [и]; звуки [э], [ы] могут заменять созвучием [йэ]. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми, доступными, искажают звуки или вовсе их не произносят. Их речь изобилует мягкими согласными [т'], [д'], [с'], [з']. В этом возрасте возможно упрощенное произношение слов, например, укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: "ко" или "моко" вместо молоко. К двум годам в речи крохи должны появиться простые предложения, просьбы: "Мама, дай мяч. Мишка, сиди тут. Хочу пить сок!".

 

К 3 годам ребёнок задает много вопросов, сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает маленькие стишки и песенки, потешки и считалки. К этому возрасту обычно он правильно произносит гласные и согласные звуки ([б], [бь], [п], [пь], [м], [мь], [т], [ть], [н], [нь], [к], [кь], [г], [гь], [в], [вь], [ф], [фь]).
Дети 3-х лет уже говорят развернутыми предложениями.

 

К 4 годам малыш правильно произносит свистящие звуки: [с], [сь], [з], [зь], использует в речи сложноподчиненные предложения: "Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные", рассказывает о том, что видел на прогулке, что ему прочитали.

 

К 5 годам ребенок правильно произносит шипящие звуки: [ш], [ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на картинке или серии картинок. Высказывания становятся достаточно пространными, улавливается определенная логика изложения. Нередко в рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых в действительности не было.

 

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок. Наиболее яркой характеристикой этого возраста является активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Совершенствование грамматического строя напрямую зависит от развития связной речи.